Во всём мире деятельность платёжных систем регламентирована Международными правилами платёжных систем. Это означает, что фактический контроль за возвратом денег осуществляют МПС. Законодательные акты, действующие в каждой отдельной стране, регулируют деятельность банков. Заявление о спорной операции подается в отделение банка, дальнейшая процедура лежит в правовом поле и имеет конкретные сроки проведения.

Visa, MasterCard – платёжные системы, имеющие статус международных. На территории Российской Федерации выпускают пластиковые карты преимущественно этих систем.


Банк, выпустивший карту Visa или MasterCard, автоматически принимает Международные правила платёжных систем (МПС). Это значит, что в случае спорной транзакции банк-эмитент (банк, выпустивший карту) обязан принять к рассмотрению заявление держателя карты на чарджбэк по международным правилам и, в случае признания операции спорной, передать запрос в МПС.

Обманул брокер? Узнайте, возможно ли вернуть ваши деньги? Кликайте сюда! >>>  

Если заявление на чарджбэк приходит от физического лица, то риск отказа становится выше из-за незнания человеком тонкостей процедуры. Чтобы разрешить проблему с большей вероятностью успеха, лучше обращаться за помощью к юристам или сразу к нам. Когда процедурой чарджбэк от лица клиента занимается юридическая компания, банк охотней работает в соответствии с регламентами. Выбор за вами – связываться с бюрократической машиной банков самостоятельно или препоручить эту задачу нам.

Правила МПС

В правилах Международных платёжных систем есть специальные разделы, посвящённые спорным операциям. Так, в правилах MasterCard чётко оговорено, что держатель карты имеет право оспаривания отдельных операций. Участники могут использовать эту систему для обратного начисления средств по операциям, если определено основание для обратного начисления средств, или, если обратное начисление средств недоступно, могут попытаться взыскать возмещение убытков, причинённых нарушением правил другим участником, подав ходатайство о возбуждении дела о несоблюдении правил. (п. 22.4 Правил платёжной системы MasterCard в России).

Правила Visa имеют схожий по смыслу пункт, в котором установлено, что физическое лицо-держатель карты имеет право обратиться в банк-эмитент с заявлением о спорной транзакции. Условия и сроки возврата спорной операции между участником платёжной системы и клиентом-физическим лицом определены применимым законодательством Российской Федерации (гл. 9 Правил платёжной системы Visa по осуществлению операций на территории Российской Федерации).

Заявление о спорной операции

В обоих случаях держатель карты имеет полное право оспорить операцию, если на то есть основания. О них я писал в предыдущей статье. Для примера процитирую порядок действий, установленный Сбербанком для своих держателей карт:

  • подать в подразделение Банка письменное заявление о спорной операции на бланке установленной формы, приложив к нему заявление в свободной форме с изложением причин оспаривания операции и обстоятельств её проведения;
  • заявление о спорной транзакции можно направить по факсу в Контакт-центр Сбербанка России (в сообщении укажите номер Вашей карты, Ваши ФИО и контактный телефон, а также место проведения операции (страна, город), название торгово-сервисной точки, номер карты, дату, сумму и валюту операции, причину оспаривания);
  • если оспаривается операция, совершённая в Интернете, необходимо также заполнить дополнительное заявление.

То, что заявления на возврат средств до сих пор принимают по факсу, сам по себе удивляет в наши дни. Ведь велик риск того, что документ не попадет в нужный филиал или в руки ответственному за чарджбек специалисту. Заявитель пропустит срок, полагающийся для подачи заявления, и по формальному признаку потеряет право на чарджбек. Этого не произойдёт, если поручить осуществление процедуры чарджбэк мне и моим коллегам.

Особенности российского регулирования

В российском законодательстве термин «чарджбек» отсутствует. Более того, он противоречит положениям закона «О защите прав потребителей». Согласно ему, покупатель, получивший некачественную услугу или товар, имеет следующие варианты возмещения:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.

К чарджбеку прибегают в случаях, когда наладить диалог с продавцом не удалось. Прежде всего, чарджбек негативно влияет на продавца – с его счёта будут списаны ваши деньги, штраф платёжной системы и комиссионный сбор, если таковой имел место. Серьёзные компании стараются избегать черджбэков и решать спорные ситуации с выгодой для обеих сторон, например, с помощью рефаунда – возврата средств покупателю. Если вы уверены, что стали жертвой мошенников или махинаций продавца, знайте: реальная возможность вернуть средства есть.

Приступить к возврату денег прямо сейчас >>>