Практика инвестирования

Почему не стоит покупать акции Apple

Всем привет! Мы продолжаем тему инвестиций в технологии. Не стоит отрицать тот факт, что 21 век стал веком виртуальных новшеств. Технологии задают темп развития, а кто создает технологии — создает мир. IT рынок стал лакомым кусочком для инвесторов. Чем хайповее продукция — тем скорее она окупается и тем больше прибыли приносит. Но в то же время, IT рынок — большая зона риска для тех же инвесторов. Так как не все инновации приживаются, становятся популярными или же долго держаться на плаву.

Давайте на примере компании Apple рассмотрим в какие тренды лучше не инвестировать, если хотим получить доход в будущем. Даже если они являются хайповыми и представляют бренд мирового уровня.

Полезно почитать про инвестиции:

«Впадина разочарований»

Американская компания Gartner выпустила исследование, в котором отобразили жизненный цикл технологии. Оказывается, что любая инновация, в процессе своего развития, проходит определенные «цикл зрелости». Принцип функционирования цикла представлен ниже.

Цикл жизни бренда
Цикл жизни бренда, разработанный американской аналитической компанией Gartner

Во время «пика завышенных ожиданий» — бренд становится международным. Однако, после «пика» любая компания сталкивается с проблемой охлаждения интереса к изготовляемому продукту. Существующая бизнес-стратегия перестает приносить прибыль на рынке, где диктуются новые условия. По данным исследования журнала Forbes, за 2017 год, ситуация в IT рынке меняется каждые два года. Порой единственный способ выживания компании в новых реалиях — трансформация бизнеса. О которой мы расскажем ниже.

В этот период бренд сталкивается с самой опасной частью цикла — «впадиной разочарований». Это самая антихайповая точка, после создания, бренда. Не все компании могут преодолеть так называемый Рубикон. Со временем, про технологию просто забывают.

Первым и самым ярким признаком попадания  во «впадину» является явное угасание интереса к бренду. Целевая аудитория покупателей заметно «остывает» по отношению к продукции фирмы. Продукт перестает приносить ожидаемый доход. Это приводит к резкому превышению спроса над предложением. Сокращается  доля рынка и вследствие этого наблюдается из­быток производственных мощностей. Даже рекламные компании и интеграции не возвращают былую популярность продукции. СММ-щики угасающего бренда начинают значительно отставать от своих конкурентов.  Такое положение дел может означать капитуляцию фирмы в «агитационной войне».

Бренд начинает умирать, так и не выбравшись из «впадины разочарований». При жестком игнорировании данных признаков — бренд просто изживает сам себя. Фирма должна принять одно из двух существенно разных решений: пытаться возродить бренд или закрыть его.

Ребрендинг компании Apple

При попытке возрождения, руководство компании принимает определенные меры по его реанимации. К примеру, такие перемены заключаются в кардинальном ребрендинге. Новые дизайнерские решения помогут модифицировать товар в соответствии с запросами потребителей. Качественное улучшение багов и использование новых технологий также могут модернизировать продукт.

Предприятию нужно «заставить» покупателей говорить о себе. И такие явления как распродажа или постоянное уменьшение себестоимости продукта могут прекрасно справится с ролью рупора бренда. Применение данного пиар-хода довольно рисковая быстродействующая авантюра. Которая, почти всегда, приводит к снижению акций.

Поиск дохода на новых сегментах рынка также может принести результат. К примеру, бренд может начать производить свой товар для другой фокус-группы. Все эти махинации обычно помогаю дать отсрочку, пока фирма не найдет замену бренду.

Реализация изменений? Нет

Любая компания, попадая в антихайповую точку, старается проанализировать и найти причины такой непопулярности. Фирма пытается соответствовать рынку и представить продукт совершенно другого уровня. Такой продукт, который бы заставил рынок кричать, о себе. Но это возможно лишь тогда, когда генеральный директор не боится рискнуть. Когда он не боится вложиться в рисковую авантюру.

Можно обладать достаточным количеством денег для найма компетентных людей.  Расслабиться, пока они делают свою работу. Можно четко осознавать куда их действия приведут компанию. Очертить новый план-проект философии фирмы было бы тоже неплохо.

Можно ничего не делать, как это успешно делает Тим Кук.  В этом случае трансформация не продуктивна по одной очевидной причине — процесс застыл на месте. Бренд попал в «болото руководства». Apple уже давно не производила фурор на рынке. Ежегодно компания представляет немного модернизированные вариации Iphone и Iwatch.

Страх перемен

После преждевременного ухода из жизни Стива Джобса Apple столкнулись с проблемой «впадины разочарований». Компания до сих пор пытается найти из нее выход. Даже редизайн Iphone в 2015 не помог. Apple срочно нужен новый гений. Сейчас они стабильно продают то, что имеют. Модернизация не радикальная и касается только исправления определенных багов предыдущих моделей. Вряд ли компанию спасут модели Iphone с 4 основными камерами.

В период гонки технологий боязнь экспериментов и возможной потери денег —  один из первых признаков того, что в скором времени бренд потерпит крах. Современный обыватель —  весьма капризный. Продажа того же самого продукта, только в другой оболочке, его не удивит.

Глупо считать, как Тим Кук, что трансформация — это только о том, как сокращать издержки. Трансформируя свой бренд, вы находите новые смыслы. Плюс, вы переносите ресурсы на наиболее сильные свои стороны.Также проводите глобальный анализ продукции. Такие махинации только помогают проявить слабые стороны бренда.

Кук же боится перемен. Всегда есть риск, что инновация не выстрелит, как и не приживется на рынке, что приведет к еще большему краху фирмы. Может современному руководству Apple легче обвинять напряженные отношения между Китаем и США? Они делают все, кроме поиска свежих мыслей и решений, как это было при Джобсе.

Меняющиеся приоритеты

В погоне за хайповыми трендами многие компании меняют курс своей политики на 360 градусов. В результате им приходиться  переориентироваться на другой продукт в нереально маленькие сроки.

Тим Кук Apple

Даже Стив Джобс соглашался с мнением, что Кук не является «человеком яблока». У него нет «стержня лидера» для проектирования и поддержки уникальности продукта. Кук даже не обладает видением компании.

Меняющий приоритеты Apple Тима Кук не смог провернуть прорыв в умах человечества, как это делал Джобс. Бывший инженер Apple Даг Фил, в своем интервью The New York Times, рассказал почему им не удалось выпустить электрокар раньше Tesla Motor. Между штабом директором и командой разработчиков возникли недопонимания. Руководство просто не знало что должно быть в новом продукте фирмы. Так же само понятие «электрокар Apple» — было довольно размытым и не совсем точным. Кроме того, члены команды жаловались на нереальные графики сдачи проекта эклектрокара.

Основная линейка продукции не получала должных перемен. Новый продукт вышел никаким и с множеством багов. Выходит, что покупателю продают точно такую же технологию.

Ограничение рынка

Мы живем в период глобализации, когда закрытие компании от международного рынка означает большие потери и застой. В то время как многие фирмы стараются сделать свой продукт мультикультурным и получить с этого огромную прибыль (как Samsung или Sony) — Apple решили ориентироваться сугубо на среднестатистического американского обывателя. Компания незаметно отдает рынок в Китае местным продуктам Oppo, Huawei и Xiaomi, которые в свою очередь вытесняют Apple с международного рынка.

китайцы не хотят покупать продукцию Apple

По словам мистера Вонга, аналитика консалтинговой компании IDC, такая ситуация лишь обостряет потребительский патриотизм китайцев. После нападок Трампа на Китай была арестована дочь основателя Huawei. Это событие лишь снизило уровень китайского доверия к продукции Apple. Теперь китайцы отдают предпочтение исключительно национальному продукту. Они испытывают омерзение и даже ненависть к «американскому гнилому яблоку».  Apple, растерявшись, решили вкладывать в «верного» американского обывателя. Более того, бренд совершенно забыл о том, что является международным. Видно, они забыли про аудиторию своего сбыта.

Высвобождение дохода

Сторонняя деятельность или уход от основного вектора развития компании — еще один признак того, что в фирму лучше не инвестировать. Потому что такой бренд вкладывает слишком много сил и энергии в проекты, которые уже отжили свое. Сейчас Apple балуется со смарт-часами, совершенно забыв про свою специализацию — Iphone, только изредка меняя количество его основных камер. При этом компания стабильно получает прибыль со всех своих «игрушек». Правда, с каждым годом прибыли становится все меньше и меньше. Не важно сколько IPods вы купите или потеряете — Apple это не спасет.

Сможет ли наличие четвертой или даже пятой камеры вывести бренд в новый раздел цикла? Вряд ли. Такие незначительные модификации не смогут вывести бренд в «плато продуктивности». Это невозможно сделать без радикальных перемен.  По словам международных аналитиков Apple, дальнейшая судьба холдинга зависит от адаптивной работы компании. В условиях торговой войны между Китаем и США компании придется несладко. Наконец, многое зависит и от понимания ситуации самим Тимом Куком. Если повезет — он сможет совершить очередной технологический прорыв.

Так или иначе современный Apple переживает «темные времена» Тима Кука. Но в то же время, может служить хорошим примером того в какие предприятия лучше не инвестировать. Если хотим получить прибыль, конечно.

Метки (тэги)

Статьи на близкие темы

Закрыть